Основные регулирующие документы

«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 No. 190-ФЗ;

  1. Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
  2. Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
  3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
  4. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
смотреть полностью

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1070 Москва

На основании статьи 50 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые: Положение о проведении негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий; Правила аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.(...)смотреть полностью

Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 08.09.2017) "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"

В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию.

2. Установить, что:

а) разъяснения о порядке применения Положения, утвержденного настоящим Постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. По вопросам, входящим в компетенцию иных федеральных органов исполнительной власти, указанные разъяснения даются по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2014 N 230)

б) Министерство обороны Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации в отношении проектной документации на объекты военной инфраструктуры и объекты безопасности соответственно вправе уточнять отдельные требования к содержанию разделов проектной документации, установленные Положением, утвержденным настоящим Постановлением;

в) Министерство транспорта Российской Федерации в отношении проектной документации на объекты транспортной инфраструктуры вправе уточнять отдельные требования к содержанию разделов проектной документации, установленные Положением, утвержденным настоящим постановлением.

3. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору до 1 апреля 2008 г. представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о дополнительных требованиях к содержанию разделов проектной документации на объекты, указанные в части 14 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в части мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством обороны Российской Федерации и Федеральным агентством по атомной энергии до 1 апреля 2008 г. представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о дополнительных требованиях к содержанию разделов проектной документации на объекты использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), на особо опасные и технически сложные объекты в части обеспечения радиационной и промышленной безопасности.

5. Федеральной службе безопасности Российской Федерации по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору до 1 апреля 2008 г. представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о дополнительных требованиях к содержанию разделов проектной документации в части мероприятий по противодействию террористическим актам.

6. Пункты 9 - 42 Положения, утвержденного настоящим Постановлением, вступают в силу с 1 июля 2008 г.

7. Внести в акты Правительства Российской Федерации следующие изменения:

а) в абзаце первом пункта 13 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 7, ст. 774), слова "и проектной документации" заменить словами ", проектной и рабочей документации";

б) подпункт "ж" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 11, ст. 1336) изложить в следующей редакции:

ж) проектная документация, разработка которой начата до вступления в силу утверждаемого Правительством Российской Федерации Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, при проведении государственной экспертизы проверяется на соответствие составу и требованиям к содержанию разделов этой документации, установленным нормативными техническими требованиями на ее разработку;".

Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (ред. от 15.06.2017) "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017)

Во исполнение части 11 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

2. Установить, что:

а) пункты 46 - 48 Положения, утвержденного настоящим Постановлением, подлежат применению с 1 января 2009 г.;

б) государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для таких объектов, организуется и проводится:

в отношении объектов, указанных в пункте 5(1) части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего подпункта), - государственным учреждением, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

в отношении объектов, указанных в пункте 5(1) части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, - Министерством обороны Российской Федерации, в отношении иных объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, - федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий указами Президента Российской Федерации;

в отношении метрополитена и уникальных объектов, строительство, реконструкцию или капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территории г. Москвы, - органом исполнительной власти г. Москвы или подведомственным ему государственным учреждением;

в отношении объектов капитального строительства федеральных ядерных организаций - Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом";

в отношении объектов, указанных в части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов, указанных в абзацах втором - пятом и восьмом настоящего подпункта), а также в отношении иных объектов в случае, если проведение экспертизы (государственной или негосударственной) является обязательным или если проведение экспертизы (государственной или негосударственной) в отношении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий не является обязательным в соответствии с частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и заявителем принято решение о направлении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу, - уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными этим органам государственными учреждениями по месту расположения земельного участка, на котором предполагается осуществить строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объекта капитального строительства;

в отношении объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (кроме объектов, указанных в пункте 5(1) части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации), на софинансирование капитальных вложений в которые из федерального бюджета предоставляются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации (в том числе в целях предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности), за исключением случая предоставления указанных субсидий в соответствии с принятым в порядке, определенном статьей 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативным правовым актом, устанавливающим пообъектное распределение указанных субсидий, - уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными этим органам государственными учреждениями по месту расположения земельного участка, на котором предполагается осуществить строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объекта капитального строительства;

в отношении объектов, строительство или реконструкция которых обеспечивается с привлечением средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, или юридических лиц, доля Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которых составляет более 50 процентов (за исключением объектов, указанных в абзацах втором - пятом и седьмом настоящего подпункта), - уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными этим органам государственными учреждениями по месту расположения земельного участка, на котором предполагается осуществить строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, или государственным учреждением, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (по выбору заявителя);

в) при проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий оценка проектной документации и результатов инженерных изысканий на соответствие требованиям, явившимся предметом санитарно-эпидемиологической экспертизы, государственной экологической экспертизы, государственной историко-культурной экспертизы, государственной экспертизы условий труда, государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и экспертизы промышленной безопасности, не проводится в случае, если до вступления в силу Положения, утвержденного настоящим Постановлением, по результатам указанных экспертиз получены положительные заключения, а также если положительные заключения по результатам указанных экспертиз будут получены по материалам, направленным для проведения этих экспертиз до 1 января 2007 г. Выводы этих экспертиз учитываются при подготовке заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

г) государственные экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, начатые до вступления в силу Положения, утвержденного настоящим Постановлением, подлежат завершению органами (государственными учреждениями), которые их начали. Повторные государственные экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий могут проводиться до 1 января 2008 г. органами (государственными учреждениями), которые выдали отрицательные заключения по результатам первичных государственных экспертиз;

д) сводное заключение государственной экспертизы проектной документации, выданное до вступления в силу Положения, утвержденного настоящим Постановлением, и содержащее выводы о рекомендации проектной документации к утверждению, приравнивается к положительному заключению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Указанное сводное заключение, а также положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, выданное в соответствии с Положением, утвержденным настоящим Постановлением, до вступления в силу актов Правительства Российской Федерации, предусмотренных подпунктом "а" пункта 3 и пунктом 4 настоящего Постановления, и содержащее положительную оценку сметной стоимости, проведенной в случаях, указанных в подпункте "и" настоящего пункта, в отношении объекта капитального строительства, строительство или реконструкция которого финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета, приравниваются к положительным заключениям об эффективности, о достоверности и об оценке обоснованности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения;

е) до утверждения требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий указанные заключения оформляются в произвольной форме;

ж) проектная документация, разработка которой начата до вступления в силу утверждаемого Правительством Российской Федерации Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, при проведении государственной экспертизы проверяется на соответствие составу и требованиям к содержанию разделов этой документации, установленным нормативными техническими требованиями на ее разработку;

з) до 1 января 2008 г. заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий подписывается лицами, участвующими в проведении этой государственной экспертизы;

и) до вступления в силу акта Правительства Российской Федерации, указанного в подпункте "а" пункта 3 настоящего Постановления, оценка соответствия сметной стоимости объекта капитального строительства, строительство или реконструкция которого финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета, нормативам в области сметного нормирования и ценообразования проводится одновременно с проведением государственной экспертизы проектной документации соответствующего объекта капитального строительства органами (государственными учреждениями), осуществляющими эту экспертизу, и в заключении государственной экспертизы отражаются результаты проведенной оценки. Плата за проведение указанной оценки не взимается;

к) с 1 сентября 2016 г. проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, подготовленные в отношении объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых осуществляется полностью или частично за счет средств федерального бюджета, а также документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представляются в государственное учреждение, подведомственное Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в электронной форме, за исключением случаев, когда проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий содержат сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации;

л) с 1 января 2017 г. проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, а также иные документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представляются в государственное учреждение, подведомственное Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а также в уполномоченные на проведение такой государственной экспертизы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственные этим органам государственные учреждения в электронной форме, за исключением случаев, когда проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий содержат сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации;

м) до 1 января 2017 г. при исчислении размера платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий применять коэффициент, отражающий инфляционные процессы по сравнению с 1 января 2001 г. (Ki), равный 3,73.

3. Министерству регионального развития Российской Федерации:

а) до 1 мая 2007 г. представить в установленном порядке проект акта Правительства Российской Федерации, регламентирующего порядок проверки достоверности определения в проектной документации сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета;

б) до 1 июня 2007 г. представить в установленном порядке проект акта Правительства Российской Федерации, регламентирующего состав и требования к содержанию разделов:

проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам;

проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

проектной документации, представляемой на государственную экспертизу проектной документации;

в) до 1 июля 2007 г. по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации представить в Правительство Российской Федерации предложения о совершенствовании порядка определения размера платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

г) в 3-месячный срок утвердить критерии отнесения проектной документации к типовой проектной документации, а также к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.

4. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации до 1 мая 2007 г. представить в установленном порядке проект акта Правительства Российской Федерации, регламентирующего порядок проведения проверки и выдачи заключений об эффективности и об оценке обоснованности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения.

5. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 07.11.2008 N 821.

6. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст. 135).

Приказ Минстроя России от 09.12.2015 N 887/пр Об утверждении требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий

В соответствии с пунктом 37 Положения об организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года N 145 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 11, ст. 1336; 2008, N 2, ст. 95; N 8, ст. 744; N 47, ст. 5481; 2011, N 40, ст. 5553; 2012, N 17, ст. 1958; 2013, N 19, ст. 2426; N 23, ст. 2927; N 39, ст. 4992; 2014, N 13, ст. 1479; N 40, ст. 5434; N 50, ст. 7125), подпунктом 5.2.21 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; 2014, N 12, ст. 1296; N 40, ст. 5426; N 50, ст. 7100; 2015, N 2, ст. 491; N 4, ст. 660), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

2. Установить, что подготовка экспертного заключения негосударственной экспертизы, его подписание, утверждение и обжалование, осуществляются в порядке, установленном для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145, с учетом особенностей, установленных Положением об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. N 272 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 17, ст. 1960).

3. Признать не подлежащими применению:

а) приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 2 июля 2007 г. N 188 "О требованиях к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (зарегистрирован в Минюсте России 16 июля 2007 г., регистрационный N 9853);

б) приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 2 апреля 2009 г. N 107 "Об утверждении формы заключения негосударственной экспертизы" (зарегистрирован в Минюсте России 13 мая 2009 г., регистрационный N 13922);

в) предложение второе пункта 6 Положения о порядке ведения Реестра выданных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и предоставления сведений, содержащихся в этом Реестре, утвержденного приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 2 июля 2007 г. N 186 (зарегистрирован Минюстом России 12 июля 2007 г., регистрационный N 9817);

г) приложение 1 к Положению о порядке ведения Реестра выданных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и предоставления сведений, содержащихся в этом Реестре, утвержденному приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 2 июля 2007 г. N 186.

Негосударственная экспертиза проектной документации

Экспертиза проектной документации-важнейший этап обеспечения безопасности возводимого объекта. Это оценка соответствия государственным строительным стандартам, правилам и нормам. Все компании, которые специализируются на строительстве, несут за это особую ответственность. Поэтому проведение экспертизы проектной документации очень востребованная услуга в настоящее время.

Виды экспертиз проектной документации: государственная и негосударственная.

Государственная экспертиза имеет место быть лишь в некоторых случаях, которые предусмотрены законодательством РФ.

Негосударственная экспертиза проектной документации доступна для любой организации. Согласно данным статистики, этот вид экспертизы пользуется наибольшей популярностью у заказчиков. Основной причиной является то, что негосударственная экспертиза гораздо выгодней и скорее по срокам проведения. Кроме того, выдается официальное заключение эксперта, где указывается выявленные в ходе экспертизы проектов нарушения и деффекты.

Независимая экспертиза проектной документации

Как уже говорилось, экспертиза строительства необходима для предотвращения ошибок при проектировании. Также позволяет устранить дефекты, которые существуют и объясняет причину, по которой они возникли. Плюс ко всему вышеперечисленному дается прогноз о том, как данное состояние повлияет на безопасность эксплуатации исследуемого объекта.

Проверка достоверности строительных смет, соответствие выполненных по факту работ нормам, предъявлемым государством, соответствие выполненности исходно-разрешительной документации-это также входит в комплекс негосударственной экспертизы проектной документации.

Независимая экспертиза проектной документации решает следующие задачи:

  • оценка ее соответствия требованиям технических регламентов;
  • оценка ее соответствия санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям;
  • оценка ее соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия;
  • оценка составления смет;
  • оценка ее соответствия требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности;
  • оценка ее соответствия результатам инженерных изысканий;
  • и другим требованиям.

Экспертиза проектов строительства делиться на несколько видов.Вы сможете заказать проведение одного из них в нашей организации, либо воспользоваться услугой комплексной экспертизы проектной документации.

Виды экспертиз:

  • Экспертиза проекта – проверка соответствия проектной документации на предмет соответствия существующим правилам и нормам.
  • Экспертиза строительных смет – проверка сметной документации относительно соразмерности стоимости материалов и работ с рыночными ценами.
  • Экспертиза инженерных изысканий – оценка качества выполненных работ, связанных с прокладкой коммуникаций и инженерных сетей на соответствие требованиям проекта, а также строительным, противопожарным и санитарно-экологическим нормам и правилам.
  • Комплексная оценка проектно-сметной документации включая результаты инженерных изысканий.

Таким образом, независимая экспертиза проектной документации является практически неотъемлемой процедурой для оценки качества строящегося объекта. Она представляет собой некоторую гарантию безопасности эксплуатации зданий и сооружений и соответствия их всем необходимым правилам и нормам, прописанным в российском законодательстве.

Экспертиза проектов строительства делится на несколько видов

Прежде, чем проводить любые работы, нужна тщательная проверка, чтобы избежать различных проблем, а также незапланированных затрат.Негосударственная экспертиза проектно-сметной документации как раз является одним из таких способов надзора. Главное, чтобы данная процедура была проведена своевременно и высококвалифицированными специалистами, например, такими как сотрудники компании ООО «Оборонэкспертиза».

Проектно-строительная документация включат наиболее полную информацию, касающуюся возводимого объекта. В данном документе прописываются все типы материалов, специализированного оборудования и технологий строительства, которые будут применяться. Обозначается и объем работ, который нужно выполнить. Помимо этого в проектно-сметной документации обозначается стоимость применяемых материалов и оборудования, а также услуг по строительству. Именно поэтому данная экспертиза скорее необходимость. С ее помощью можно выявить допущенные ошибки и неточности и внести корректировки. А затем произвести печать проектной документации. Проведение экспертизы проектов строительства поможет избежать перерасхода денежных средств, а также при минимальных затратах произвести строительство объекта.

В компании ООО «Оборонэкспертиза» застройщики находят опытного и ответственного партнера.Тысячи клиентов уже сделали свой выбор и оценили преимущества нашей компании в области проведения негосударственной экспертизы. Команда настоящих профессионалов помогут вам в максимально возможные кротчайшие сроки выполнить работу любой сложности. Наша процедура не является обязательной, в отличие от государственной, но, безусловно, очень полезна во многих случаях.